**-Можно ли иметь две трудовые книжки?

Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка — это основной документ о занятости и стаже сотрудника. Она выдается и оформляется первым работодателем, после чего работодатель обеспечивает ее хранение и заполнение. Выдается сотруднику при увольнении и дальше уже предъявляется по новому месту работы.

Второй экземпляр ТК может появиться у человека по разным причинам: • вследствие утери первой и обнаружения ее уже после выдачи дубликата; • как результат желания скрыть неприятные факты, которые были вписаны.

**-Законно ли иметь два экземпляра?

Скажем сразу, за две трудовые книжки ответственность действующим законодательством не предусмотрена. Но можно ли завести два документа одновременно? Теоретически, да, фиктивным второй документ назвать сложно: записи в него сделаны сотрудниками отделов кадров по всем правилам. Есть подпись ответственного лица и печать предприятия. Стоит сказать, что существует большая база нормативных документов, регулирующих вопросы взаимоотношений между работником и его работодателем. Но вопрос законности наличия двух трудовых нигде не обсуждается и четко не обозначается. В ТК РФ не встречается ни одного упоминания о том, что их у человека может быть несколько. Также не сказано и про ответственность за две трудовые. А все потому, что законодатель хотел обратить внимание на то, что книжка может быть у работника только в единственном экземпляре.

**-Если две трудовые книжки, как оформить пенсию?

Для оформления пенсии в Пенсионный фонд необходимо предоставить оригинал трудовой. Причем начисляется она только по одному документу, и никак не по двум. Если предоставить две трудовые книжки при оформлении пенсии и при этом периоды работы в этих документах будут пересекаться, то работники ПФР вежливо попросят выбрать какой-то один период. То есть из двух книжек при оформлении пенсии придется выбирать только одну. Согласно Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О пенсиях в РФ», в случае совпадения по времени нескольких периодов работы при исчислении страхового стажа, необходимого для назначения пенсии, учитывается только один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной суммы (пункт 1 статьи 12). Если по времени работы совпадений нет, можно не волноваться.

Share This