Мы сила, когда мы вместе!

Совет молодых учителей создан по инициативе Оренбургской районной организации профсоюза работников образования и науки РФ в 2006 году. Данная организация оказывает поддержку молодым педагогам, в нее входят специалисты в возрасте до 35 лет.

Основной своей миссией организация считает «формирование педагога как личности, обладающей высокими профессиональными способностями и навыками для решения конкретных проблем». В современной системе образования их немало, поэтому основной груз по модернизации школы должен лечь на плечи молодых. Но для того чтобы начинающие учителя могли на серьезном уровне решать проблемы образовательного учреждения, необходимо их подготовить, именно на это и направлена работа Совета молодых учителей.

— Сегодня выпускники вузов пересмотрели своё мнение относительно профессии учителя, если раньше они не стремились устраиваться в школы, так как не видели плюсов работы в школе, то сейчас всё изменилось, — рассказывает Валентина Васильевна Овсянникова, председатель Оренбургской районной организации профсоюза работников образования и науки РФ, — эффективно работает система наставничества. Её главная задача – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, наставничество стимулирует потребности в самосовершенствовании, способствует его профессиональной и личностной самореализации. Большое внимание педагог-наставник уделяет организации образовательного процесса и ведению школьной документации молодыми специалистами.

— Я считаю, что у меня было два наставника, — отмечает Елена Леонидовна Максимова, председатель Совета молодых учителей Оренбургского района. — Один из них — моя первая учительница. Я внимательно наблюдала за ее работой, видела, как она любит детей, готовится к работе, составляет конспекты и всё время придумывает что-то новое, интересное. Именно благодаря ей я выбрала профессию учителя. Второй наставник — Наталья Алексеевна Лихтина. Когда я только устроилась работать в Первомайскую среднюю школу Оренбургского района, она помогала советом, делилась практическими знаниями.

— Елена Леонидовна, чем занимается Совет молодых учителей кроме методической поддержки и наставничества?

— Сегодня для начинающих педагогов делается очень многое. Каждый, кто только устроился в школу и не достиг 35-летнего возраста, находится на особом контроле Совета. Мы проводим рейды «Как живешь молодой учитель?». Во время рейдов выезжаем в населенные пункты, смотрим условия проживания, рабочие места педагогов, выясняем, есть ли какие-то сложности у конкретного специалиста, и стараемся решать вопросы, если они имеются. Главная наша задача — помочь учителю, не допустить профессионального выгорания, а направить его, указать вектор развития. Именно поэтому проводим семинары.

В Оренбургском районе организована и успешно функционирует «Школа молодого педагога», которая представляет комплекс семинаров, круглых столов, практикумов, мастер-классов, открытых уроков, консультаций. Это теоретические и практические занятия по психологии, педагогике, тренинги, тесты, выставки педагогических находок. В начале года проходит анкетирование для выявления затруднений молодых специалистов, практические занятия по составлению учебных программ, конспектов и технологических карт учебных занятий, по составлению плана самообразования. В конце года молодые педагоги готовят творческий отчет, самопрезентацию, где они могут представить результаты своей деятельности.

Большую роль играют конкурсы, которые проводятся. 29 ноября состоялся районный конкурс «Педагогический дебют», в котором победительницей стала учитель французского языка «Европейского лицея» в поселке Пригородном Ильвина Халитовна Мухамедьярова.

— Соревнования проходили в несколько этапов. Для заочного тура мы готовили портфолио и личный сайт, на очном — проводили открытые уроки. Они проходили в новой школе в Экодолье. Нас оценивало как взрослое, так и детское жюри. Также мы организовывали мастер-классы, работали над решением педагогических задач. Я заняла первое место, чему очень рада. Конкурс дал мне большой эмоциональный толчок для развития, это очень хороший опыт, отличная практика публичных выступлений на сцене, — поделилась Ильвина Халитовна.

В течение учебного года было организовано посещение молодыми учителями различных мероприятий, организованных РУО Оренбургского района, таких как методический день «Урок как основная дидактическая единица образовательного пространства», обучающий семинар «Роль классного руководителя в современных условиях школы». Участие в них дает возможность глубже изучить теоретические вопросы, связанные с организацией образовательного процесса, способствует повышению профессионального уровня, переоценке собственных позиций, что приводит к успешной деятельности.

Таким образом, главные элементы, составляющие личность учителя – профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества. То, что помогает в работе современному педагогу. Для достижения успеха на первом этапе учителю нужна действенная помощь, поэтому администрации школы необходимо создать ситуацию, которая будет способствовать развитию личности молодого специалиста на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

— Валентина Васильевна, педагоги обучаются не только внутри своей школы, но и за ее пределами?

— Совершенно верно. Мы как профсоюзная организация заинтересованы в грамотных специалистах, которые будут развиваться сами и развивать других. Поэтому специалисты выезжали на занятия «Профсоюзной педагогической школы» в Санкт-Петербург и Москву. В 2016 году наши учителя были участниками молодёжной форсайт-сессии «Профсоюзы. Молодежь. Волга». Мероприятие проходило в Самаре. У членов Совета молодых учителей была такая возможность. В том же году в Пятигорске проходил молодежный форум, где собирались представители всех отраслей работающей молодежи, Оренбургскую область представляли два наших педагога.

Именно грамотная подготовка дает возможность действенно руководить Советом. В Оренбургском районе проводятся встречи учителей в возрасте до 35 лет с представителями различных структур и ведомств. В том числе и представителей власти: районной администрации, областного правительства, РСМ. На таких встречах решаются вопросы, связанные с политикой, профессиональной этикой учителя, рассматриваются юридические темы (например, права и обязанности педагога).

Профсоюз организовывает для педагогов такой конкурс, как «Молодая учительская семья», в котором с удовольствием принимают участие педагоги.

В настоящее время важная составляющая работы педагога — творчество. Для реализации себя педагоги соревнуются на конкурсе «Дебют», участвуют в конкурсе художественной самодеятельности, пишут эссе на тему «Мой наставник».

Существуют и другие меры поддержки, среди которых — программа «Сельский дом», 35 тысячи рублей – подъемные, которые получают учителя при устройстве в школу от главы района, 2000 рублей составляет доплата, если специалист снимает жилье.

Все это нужно для того, чтобы современный сельский учитель работал в отличных условиях и давал хорошие знания своим ученикам.

Share This