Когда по всей стране был объявлен режим самоизоляции, нам пришлось проводить уроки в онлайн-формате. Дистанционное обучение показалось нам непростым. К тому же немногие российские педагоги при переходе на «дистант» прошли курсы повышения квалификации.

С апреля 2020 года МОБУ «Землянская основная общеобразовательная школа»  начала работу по организации дистанционного обучения. Дети учились самостоятельно искать, обрабатывать информацию, рационально распоряжаться своим временем, эффективно сотрудничать с одноклассниками, учителями, родителями. Важный аспект дистанционного обучения – сохранение коммуникации между участниками учебного процесса.

Первыми с трудностями дистанционного обучения столкнулись мы — учителя. Как передать знания на расстоянии?

Педагоги школы активно принимали участие в обучающих вебинарах по организации дистанционного образования, изучали и использовали платформы Учи.ру, Якласс, Российская электронная школа. Создали группу общения для педагогов, в которой размещали срочную информацию. Педагогические советы, совещания и планерки проводились с использованием платформы ZOOM.

Учителя нашей школы одни из первых приняли участие в региональном проекте «Телеуроки на канале ОРТ». 80 % учителей основного звена разработали восемь уроков по биологии, математике, географии, обществознанию, истории и русскому языку.

Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования. Дистанционное обучение дошкольников было организовано через социальную сеть ВКонтакте и Viber. Дети с интересом выполняли задания на сайтах, предложенных воспитателями. Подготовка детей к школе не прекращалась в условиях самоизоляции.

В марте было проведено анкетирование родителей учащихся школы, чтобы определить возможность дистанционного обучения. Результаты такие: 76 % учащихся имеют необходимые условия для обучения с помощью сети Интернет, но у 47 % из них отсутствуют технические устройства. Поэтому дистанционное обучение проводилось в следующих формах:

— онлайн-уроки — занятия с помощью средств телекоммуникации, через просмотр видеоуроков, информационных сайтов, участие в видеоконференциях;

— электронное обучение — с использованием интернет-технологий, обмена данными по электронной почте, общения в групповых чатах. Разработка материалов осуществлялась ежедневно и размещалась на сайте школы и на платформе «Электронный журнал»;

— бумажные носители — уроки без использования компьютеров и интернет-технологий, обмен данными только в бумажном варианте.

Внеклассная работа тоже продолжалась. Дошкольники и ученики принимали активное участие в конкурсах, акциях, мероприятиях дистанционно: митинг, посвященный 9 Мая, последний звонок, выпускной вечер, День детства, во Всероссийской олимпиаде «Сириус».

Много мероприятий, проводимых в школе, районе и области, были посвящены 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Бессмертный полк», «Окно Победы», «Георгиевская ленточка».

Работала и наша первичная профсоюзная организация. Перед работниками и работодателем остро стоял вопрос о сохранении своего здоровья, предотвращении  массового одновременного пребывания сотрудников на работе. В связи с этим был составлен график дежурства работников со всеми мерами безопасности. Маски, перчатки, антисептики — все было закуплено. Охрана труда соблюдалась.

Первичная профсоюзная организация МОБУ «Землянская ООШ» приняла участие в акции «Онлайн-Первомай 2020», проводимой Федерацией профсоюзов Оренбуржья.

Коллективом школы 9 мая был организован автопробег по улицам села Землянка. Все участники пробега приняли участие во Всероссийской минуте молчания. Желающие возложили цветы к памятнику Неизвестному Солдату.

Необходимо отметить, что все выплаты работникам образования производились своевременно. И главный вывод – на удаленке мы стали ближе.

­­­Плюсов больше!

Введение режима самоизоляции привело к организации образовательной деятельности в дистанционном формате. Современные технологии помогли создать единое информационное пространство в общем и дополнительном образовании.

Чтобы проводить занятия в дистанционном формате на высоком уровне, необходимо тщательно готовиться к урокам, иметь компьютерную технику, высокоскоростной Интернет в домашних условиях, быть уверенным пользователем ПК. Педагогам приходилось практически круглосуточно сидеть за компьютером: с утра уроки онлайн, после занятий — подготовка к следующему уроку и проверка домашних заданий. Стоит отметить, что учительпредметник тратил на подготовку очень много времени и без дистанционного формата.

Однако даже у такой формы обучения можно выявить положительные и отрицательные стороны. Плюсов гораздо больше, и они не могут не радовать. Помогали обучающие платформы,  которые облегчали работу как для педагогов, так и для детей.

Взрослому профессионалу не совсем легко переключиться на электронный формат, а ребенку тем более.  Детям начальной школы тяжело постоянно находиться за компьютером,  даже если соблюдается режим. Каждому ученику в проведении онлайн-уроков требовалась помощь родителей. У многих в семьях по два и более ребенка, которым в одно и то же время требовалось использование компьютерной техники или гаджетов. Не у всех детей была возможность выйти в онлайн из-за отсутствия Интернета.

Дети среднего звена к урокам относились ответственно. Своевременная сдача домашних и контрольных работ, решение тестов, просмотр подготовленных учителями материалов – все это помогло многим ребятам повысить процент успеваемости за счет рационального распределения своего времени, легко войти в систему дистанционного обучения.

И школьники, и учителя в первые дни дистанционного обучения жаловались на плохое качество изображения и звука во время видеосвязи, на постоянно неработающие сайты с образовательными программами. Педагоги опасались, что у детей могут возникнуть дополнительные трудности с экзаменами. Важно, что процесс был запущен и работал. Старшеклассники к обучению в дистанционном формате относились серьезно, так как им предстояло сдавать ЕГЭ. Баллы, конечно, могли быть выше, так как живое общение и объяснение материала в привычном нам формате намного продуктивнее, чем самостоятельное обучение в домашних условиях.

Родителям тоже пришлось нелегко. Они на себе почувствовали, как нелегко быть педагогом. Огромное спасибо всем классным руководителям, которые были, можно сказать, «практикующими психологами» и отвечали на все вопросы родителей.

Уважаемые коллеги!

Министерство образования Оренбургской области и областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ сердечно поздравляют вас  с профессиональным праздником — Международным днем учителя!

Это очень теплый, близкий каждому из нас праздник, поскольку учитель, педагог — не просто профессия, это призвание, нелегкая и ответственная миссия. И все мы вспоминаем наших наставников с особой благодарностью и признательностью за их искреннюю любовь, заботу, мудрые советы.

Достойный учитель всегда дает гораздо больше, чем заложено в школьной программе. Он помогает молодому человеку, подростку, ребенку понять себя, раскрыть лучшие человеческие качества, найти в конечном итоге свою дорогу в жизни. Вы вкладываете в учеников частичку своей души, стремитесь показать им, как важны порядочность, справедливость, доверие, уважение друг к другу, любовь к родной стране.

Без таких базовых, фундаментальных ценностей невозможно стать думающим, достойным, свободным человеком. Эти понятия, нравственные основы не выучишь по учебнику и не скачаешь из Интернета, это закладывается благодаря каждодневной работе педагога, воспитывается через его личный пример, общение «глаза в глаза».

От вас во многом зависит будущее Оренбургской области, ведь вы учите  детей самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор.

Сегодня вы встречаете свой праздник в непростое для всех время. Но опыт, приобретенный в период дистанционной работы, помогает вам справиться с поставленными задачами по воспитанию и обучению достойных граждан России.

Пусть энергия, которую вы щедро отдаете детям, возвращается к вам новыми силами для ваших благородных свершений!

текст Ирины Деньмухамедовой

Share This