Тема речевой агрессии в обществе была актуальна во все времена. О том, как предотвратить скандал и агрессию, рассказала директор социального института «Социос», тренер по бизнес-коммуникациям (сертификация по системе Открытого тренерского университета Марка Кукушкина), ведущий тренер университета риторики и ораторского мастерства (г. Москва), игротехник, разработчик игр по принятию решений и карьерному развитию Елена Кузьмина. 

«Елена Ивановна, где наиболее ярко проявляется агрессия? В чем она выражается чаще всего?

– Агрессия проявляется там, где есть большое скопление людей со своими интересами, противоречиями интересов, с противоречиями в должностных инструкциях или с личностными особенностями. Там, где много людей, всегда есть поле для конфликта. 

Конфликт имеет огромный позитивный потенциал, он позволяет решить многие вопросы. Замалчивание конфликтов – это негативная сторона взаимоотношений. Агрессия может проявляться открыто, как брань, а может быть и косвенной: шуточки, сплетни, подколки. Так формируется некомфортная, токсичная обстановка. Если такие отношения существуют в коллективе, то это непременно сказывается на качестве сервиса, который там получает клиент. 

– Как с этим бороться?

– В любой конфликтной ситуации мы можем быть либо водой, которая тушит пожар, либо дровами. Есть такие виды агрессии, которые очевидны. От них мы практически всегда готовы защищаться.  Если нам нагрубили, мы это понимаем сразу. И если у нас есть ресурс, мы в хорошем настроении, можем этому противостоять: пошутить, смягчить обстановку, сделать комплимент, не имеющий отношения к речевой агрессии. 

Если же у нас нет собственного ресурса, то лучше из этой ситуации удалиться. Например, если в коллективе на вас все взваливают, а вы чувствуете, что еще чуть-чуть и взорветесь, лучше об этом всех предупредить. Так и себя убережете от конфликта, и не пострадают окружающие.

Есть и пассивная агрессия, например, непрошеный совет, оценочные суждения, когда не сразу поймешь, что произошло, и пропускаешь удар. Но человек так устроен, что все равно чувствует, что его границы нарушены. А потом его не покидает ощущение чего-то неприятного, и он переваривает это внутри себя. 

– Как атмосфера негативизма отражается на сотрудниках? 

– Чаще всего происходит профессиональное выгорание. Хотя есть люди, черпающие из негатива собственные ресурсы, им нравится преодолевать эти сложности. Атмосфера в коллективе обязательно влияет и на взаимоотношения в семье, потому что человек в угнетенном или раздраженном состоянии приходит домой.

Для того чтобы восполнить свой ресурс и продолжить работать, если это место вам нравится, нужно освоить простые приемы контроля собственных эмоций. Первый способ – это пожалеть человека, который на вас наступает. Второй метод – похвалить себя за проявленную в общении с агрессором выдержку и тактичность.

Бывает так, что вы можете просто попасть под горячую руку. Часто люди готовы простить такие выходки. Другое дело, когда у личности четко сформирована проактивная агрессивная позиция. В таком случае нужно четко ставить границы. Например, если вас обвиняют, отвечайте: «Это расходится с моим представлением о себе». Такой прием работает и помогает остановить напористого начальника, коллегу или другого человека.

– Как с вами можно связаться и где получить информацию о тренингах?

– Контактные данные размещены на официальном сайте института «Социос» (sozios.ru). Также личные аккаунты в Инстаграм и ВКонтакте. Корпоративные тренинги – это самое главное наше направление деятельности, но и открытые группы тоже проводим. Поэтому будем рады видеть всех.

Совет эксперта

Для того чтобы противостоять чужой агрессии и не давать своей агрессии поработить себя, нужно быть в ресурсе. Восполнить его каждому человеку помогает свой способ. Это может быть хороший сон, массаж, вкусная еда, посиделки с близкими друзьями, физические нагрузки. Помните, если наше эмоциональное и физическое состояние в норме, то никакой человек не выведет нас из равновесия. 

Share This